Затвор дисковый поворотный. Особенности

Затвор дисковый поворотный. Особенности

RSS
Администратор Евроарматура
18 октября 2022
195

Дисковый затвор - трубопроводная арматура. Называется так из-за запорного механизма (затвора) в форме диска, который перекрывает трубопровод.

Движение диска при открытии или закрытии напоминает движение крыльев бабочки, поэтому его часто называют "бабочка", что является прямой калькой с английского "butterfly valve".

Конструкция поворотного дискового затвора состоит из трех главных частей:

  • Корпуса
  • Затвора
  • Штока

Корпус поворотного затвора обычно изготавливается из чугуна.

Но для ряда областей промышленности могут требоваться специальные материалы.

  • Аллюминиевый корпус - используется для пульпы, кислоты, сыпучих сред в пищевых, фармацевтических и химических производствах;
  • Бронзовый корпус - ставится на морские и речные суда, для работы с морской и речной водой;
  • Пластиковый корпус - используется для агрессивных рабочих сред, таких как щелочи, кислоты, а так же в системах очистки воды;
  • Корпус из стали - для нефтехимической добычи, для высоких давлений, для низких температур окружающей и рабочей среды;
  • Корпус из нержавеющей стали - в пищевой промышленности для регулирования и перекрытия потоков сырья, готовой продукции или моющих растворов.

Диск поворотного затвора может быть плоской или сложной формы. Сложная форма диска обычно используется в затворах с двойным или тройным эксцентриком.

Изготавливается диск из:

  • Чугуна;
  • Бронзы;
  • Стали;
  • Аллюминия;
  • Тефлона;
  • Различных сплавов (в том числе никеля - Хастеллой).

Шток поворотного затвора может быть как цельным, так и раздельным. На шток надевается редуктор, рукоятка или привод, чтобы поворачивать диск. Обычно оси диска и штока совпадают, но для дисковых затворов больших диаметров или работающих под большим давлением оси могут быть эксцентрично разнесены, чтобы избежать протечки. Так же, если необходимо обеспечить бóльшую герметичность, могут применять двойное уплотнение штока.

Что же касается уплотнений дискового затвора, то есть 3 основных варианта:

  • Эластомер на диске (NBR, EPDM, VITON) - используются фактически во всех сферах промышленности, жилищного и коммунального хозяйства;
  • Футерованная рубашка (PTFE) в корпусе - используются в химическом производстве;
  • С металлическим уплотнением (металл по металлу)- обычно используются в нефтедобывающей промышленности.

NBR - температура среды от -20°С до +80°С. Подходит для воздуха, воды, жидкостей на нефтяной основе (масла, топливо)

EPDM - температура среды от -40°С до +130°С. Подходит для воды, горячей воды, технической воды, гликолям, рассолам.

VITON - температура среды от -20°С до +160°С. Подходит к нефтепродуктам, минеральным маслам и смазкам.

PTFE - температура среды от -60°С до +250°С. Подходит к нефтепродуктам, кислотам, щелочи.

Металл по металлу - от -180°С до +450°С. Подходит для газов в жидком состоянии, острого (перегретого) пара.

Достоинства дискового затвора:

  • Плавное дросселирование рабочей среды, благодаря наличию промежуточных положений рукоятки затвора. Однако, для избежания износа диска, кавитации и разрушения уплотнения рабочей средой поворот диска лучше проводить или целиком в положении "открыто" или "закрыто";
  • На поворотных затворах достигается герметичность класса А, соответствующая ГОСТ 9544-2015;
  • Отсутствие застойных зон, благодаря чему нарушение герметичности проточных частей из-за механических примесей в среде наступает крайне редко;
  • Удобство монтажа - возможно устанавливать оборудование в любом положении;
  • Малая длина и вес по сравнению с клиновой задвижкой или седельным клапаном аналогичного диаметра.

Монтаж и демонтаж дискового затвора на трубопроводе:

Перед монтажом убедитесь, что уплотнение затвора без повреждений и достигнута соосность ответных фланцев на трубопроводе;

  • Диск приоткрывается на 5-15%;
  • После центрирования на трубопроводе и закрепления несколькими болтами необходимо убедиться в беспрепятственном вращении диска, открыв и закрыв затвор несколько раз;
  • После этого равномерно, крест-на-крест затягиваются гайки на болтах во фланцах.

Перед демонтажем необходимо опорожнить трубопровод от среды и выравнять давление с атмосферным;

  • Демонтаж затвора осуществляется в положении "закрыто";
  • Фланцевые болты (или шпильки) ослабляются и удаляются, затвор демонтируется.
Администратор Евроарматура