Чугунные задвижки
В промышленных и бытовых трубопроводах, традиционно применяются чугунные задвижки. В основной массе они применяются с температурой до 120 градусов Цельсия и под давлением, не превышающим 4 - 16 атмосфер. Наиболее популярными являются следующие модели 30ч6бр, 31ч6бр, 30ч39р, 30ч515р, 31(30)ч906бр.
В зависимости от номера модели задвижки они делятся на параллельные и на клиновые (хотя в обоих случаях запорным элементом является клин, но об этом чуть дальше).
Параллельные задвижки называются так из-за запорного элемента, который выполнен в виде двух дисков, параллельных друг другу. В момент закрытия, диски плотно прижимаются к уплотнительным поверхностям.
Клиновые задвижки, хотя более корректно использовать термин "задвижка с обремененным клином" называется так благодаря тому, что в 1958 году компанией «Halwe» был изготовлен новый тип клина с уплотнением резиной, и как далее пошло в народ название - задвижка с обрезиненным клином, которое часто сокращают до клиновая задвижка. Из-за этого иногда возникает путаница в терминологии.
Если расшифровывать номенклатуру задвижек по таблицам фигур по получается следующее:
- 30 (31) - задвижка с выдвижным шпинделем или невыдвижным шпинделем. При открытии задвижки из центра штурвала может подниматься шпиндель. Таким образом можно понять в каком положении находится запорный элемент трубопроводной арматуры. Недостатком такой конструкции является увеличение строительных размеров, так выдвинутый шпиндель увеличивает высоту задвижки, что не всегда является приемлемым из-за ограниченного пространства в месте монтажа.
- ч - означает материал корпуса. Корпусные детали изготавливаются из серого чугуна. Если в маркировке есть "кч" - то это ковкий чугун;
- Затем следует условный индекс модели задвижки в цифровом варианте до трёх цифр. Например, обозначение 30ч515р, где 5 -это установленный редуктор, а 15 номенклатурное обозначение конструкции запорного устройства. Или: 31ч906р, где цифра 9 обозначает задвижку с фланцем под электропривод;
- Последние буквы означает материал посадочного седла и уплотнение клина:
- бр - латунь, бронза;
- нж - нержавеющая сталь;
- р - обрезиненный клин;
- бк - без колец (без уплотнений);
- п - полимерное уплотнение.